Любовь Шифнер о жизни в шутку и всерьёз
Пятница, 19.04.2024, 00:02
Меню сайта

Категории раздела
Очерки [39] Статьи [28]

Поиск

Вход на сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта


Белоруссия - страна миллионеров
 

Много противоречивых мнений существует о Белоруссии. Кто-то взахлёб ругает диктаторский режим Лукашенко и, благодаря денежным вливаниям со стороны западных политиков, создаёт оппозицию.

Кто-то хвалит Батьку, который не позволил нуворишам растащить государственную собственность, как это произошло в России, Украине, Казахстане и других бывших советских республиках. Известный российский писатель

 

Валентин Распутин написал письмо Александру Лукашенко перед очередными президентскими выборами, в котором с восторгом отозвался о Белоруссии: «И подумать только: маленькая по своим размерам страна засевает огромные пространства хлебом, мяса получает столько, что его хватило бы на весь Советский Союз, когда мы жили вместе. Белорусские тракторы знает теперь весь мир, их сейчас поступает на рынок 85 модификаций самого высокого качества. Я спохватился сейчас, что пишу-то для белорусов, а не для русских, а уж в Минске лучше знают, что чего стоит. Но в Беларуси, я думаю, хорошо знают и то, что вот уже 20 лет большая часть пашенных земель в России заброшена, былые коровники, телятники, склады на всём протяжении Транссиба, если вы поедете на восток поездом, являют жуткую картину разгрома. Хлебные поля заросли и пытаются отвернуться от людских глаз, чтобы не показывать своих страданий и боли. Тысячи и тысячи деревень оставлены людьми; не знаю, можно ли эту картину сравнить с послевоенной разрухой в Беларуси… Нет, нельзя. У нас картина страшнее и безысходней. Она от своих же рук, если «своими руками» можно считать деяния Ельцина, Чубайса и прочих, кто развалил и раздавил Россию до основания. Это ли не издевательство над народом?!» В заключение писатель пожелал Лукашенко победу в выборах. Как известно, Батька победил, большинство белорусских граждан поддержали его.

 

Я тоже разделяла взгляды Валентина Распутина, Александра Проханова и других сторонников Лукашенко, активно о них рассказывала в своих публицистических материалах, мечтала съездить в Беларусь и порадоваться её прогрессу. Весной 2012 года моя мечта осуществилась. Мы с мужем решили побывать в этой стране, совместив поездку c санаторно-курортным лечением. Ранней весной я заказала путёвки в один из санаториев под Минском, но за несколько дней до приезда пришло сообщение, что стоимость пребывания в здравнице выросла на 30 процентов. - Большие деньги заплатим, а ничего хорошего не увидим. Что можно ожидать путного в бывшем совковом санатории? – встревожился муж. - В интернете я прочитала много положительных откликов о белорусских здравницах. Но если ты сомневаешься, снимем на неделю квартиру в Минске, а потом переберёмся в санаторий, который нам понравится.

 

Так как билеты на самолёт были уже заказаны, муж согласился. Неожиданно я обнаружила, что снять квартиру в Белоруссии на короткий срок по доступной цене проблематично. - За такие деньги, как просят белорусы, можно отдохнуть в Испании, - возмутился муж. - По описанию эти квартиры с евроремонтом, - привела я веский аргумент и выбрала подходящий, на мой взгляд, вариант. По прибытии в международный аэропорт Минска мы обменяли деньги на белорусские рубли и пополнили число миллионеров, коими являются все граждане и гости Белоруссии.

 

У выхода из аэровокзала нас встретили приветливые таксисты, которые наперебой предлагали свои услуги. Мы не решились так быстро расстаться с четвертью миллиона за поездку до центра Минска и направились к автобусной остановке, где нас поджидал урчащий крупногабаритный автобус. Изрядно полинявшая внутренняя обшивка и замусоленные сидения говорили о его многолетней эксплуатации. Дорожная магистраль была великолепна, но на сорок километров пути до ближайшей станции метро престарелый экспресс затратил больше часа. В вестибюле метрополитена к нам подошёл страж порядка и, вежливо улыбаясь, попросил открыть чемоданы.

 

- На каком основании? – удивился муж.

Объяснений не последовало. Я напомнила благоверному о терактах, разложила чемоданы на полу и открыла их для обозрения. Старательно порывшись в наших вещах, страж порядка успокоился и с чувством исполненного долга отошёл в сторону, а мы продолжили поездку в громыхающем, трясущемся вагоне метро.

 - Видно общественный транспорт у них не обновлялся с эпохи построения социализма, - прокричал мне в ухо муж.

- Зато иномарки появились на дорогах, - подметила я, напрягая голосовые связки.

- Да, но они в основном старые, - с трудом я расслышала фразу сквозь оглушающий грохот.

 Наконец, мы добрались до дома, где нам предстояло жить. Это была пятиэтажная хрущёвка шестидесятых годов прошлого столетия, обновлённая снаружи светлой побелкой и с кодовым замком на входной двери.

 - Теперь можно представить нашу Vip-квартиру! – разочаровался муж.

 - Может быть, внутри всё хорошо отделано, - с надеждой проговорила я, нажимая на кнопку звонка.

 

Дверь открылась, мы вошли в полутёмный подъезд со свежеокрашенными розовыми стенами. На лестничной площадке нас поджидала улыбающаяся темноволосая женщина. Нерешительно поднявшись по облупленным ступеням, мы последовали за приветливой хозяйкой и с любопытством вошли в наше будущее жилище. Это была обычная однокомнатная квартира, но подвесные потолки со встроенными светильниками и широкая кровать посередине, по всей вероятности, относили её в разряд особой комфортности. Хозяйка с гордостью показала нам свои апартаменты и замерла в ожидании похвал.

 - А почему телевизор такой махонький? - огорчилась я.

 - Вам надо было искать квартиру с большим плазменным телевизором, - отреагировала женщина.

 - Но такая квартира стоила бы значительно дороже. - Куда уж дороже! Стоимость вашей квартиры такая же, как в Испании или Турции, а качество не на должном уровне, - высказала я своё мнение.

- Между прочим, моя квартира с евроремонтом, - пояснила хозяйка. – Я вам и так сделала скидку. Если не нравится, ищите другую.

 - У вас нет дверей на кухне и в коридоре, - заметил муж. – А дверь на лоджию вообще не открывается.

- Да, там ручка сломана, надо покрепче нажимать, она и откроется.

 Я зашла на кухню и проверила посуду.

 - На чём же я буду готовить? – поинтересовалась я. - У вас всего одна маленькая отбитая кастрюлька и сковорода, вся ржавая и пригоревшая.

 - Обычно мои квартиранты ходят в кафе, - объяснила хозяйка. - Завтра я привезу вам посуду.

 

 Дорожная усталость напоминала о себе, мы согласились остаться. Да и перспектива перебраться через неделю в санаторий нас успокоила.

Вечером мы отправились покупать продукты и обнаружили вблизи нашего дома несколько гастрономов. Цены на продовольственные товары были настолько высоки, что первый миллион белорусских рублей в нашем кошельке быстро растаял. Интересно было наблюдать за виртуозной работой кассирш. Как карточные маклеры, рассчитываются они с покупателями, предлагая одну купюру в обмен на другую.

Однажды кассирша не выдержала моего замешательства, выхватила у меня кошелёк и забрала тысячерублёвую банкноту.

 - Вот это сервиз! – воскликнула я после лёгкого оцепенения.

Через пару дней после приезда мы отправились в рейсовом дребезжавшем автобусе в пригород Минска - Ждановичи, где в лесной зоне недалеко от Минского водохранилища располагается большинство белорусских здравниц. По откликам в интернете я облюбовала «Пралеску». Нам пришлось прошагать по лесной разбитой дороге около километра, отмахиваясь от назойливых комаров, прежде, чем мы достигли цели. Перед нашим взором предстала унылая картина: обшарпанные корпуса и неухоженная территория вокруг них. Несмотря на возникшие сомнения, мы вошли в главный корпус и увидели ту же безнадёгу.

 - Я чувствую, что нам надо бежать отсюда, - заключил муж. – Говорил же тебе, что в бывших совковых санаториях не отдохнёшь.

 - Надо кого-нибудь из отдыхающих расспросить. Может быть, не всё так безнадёжно, - решила я и обратилась к молодой супружеской паре с просьбой рассказать об отдыхе.

- Мы очень разочарованы, - пожаловалась молодая женщина. – В комнате холодно, мебель старая, а питание отвратительное. У нас создалось впечатление, что повара специально портят блюда.

- Наверное, у них дома свиньи, а их надо кормить, - грустно пошутила я.

Распрощавшись с новыми знакомыми, мы отправились в обратную дорогу и, к радости хозяйки, вернулись в арендованную квартиру. Мы могли бы поискать другое жильё, но нас устраивала зелёная зона вокруг дома, таких районов в городе не много. Возможность регулярно посещать центральный рынок и баловать себя вкусными свежими продуктами тоже сыграла определённую роль в принятии решения.

Оставшееся время мы посвятили отдыху и знакомству со столицей Белоруссии. Минск – огромный шумный город с интенсивным транспортным движением. Современные дорожные покрытия украшают лишь центральные проспекты.

 

Тротуары и дороги в жилых кварталах разбиты и давно просят ремонта. Минчане вспоминают свою столицу советского периода с теплом и грустью. Множество прекрасных фонтанов исчезло с улиц и площадей. В городе появились новые современные здания, но старые постройки ветшают и не реставрируются. Городские парки и зелёные зоны отдыха отдалённо напоминают о былой красоте. Район «Зелёный луг» радует своей чудесной зеленью и чистотой, когда там убирают. Его канал заполнен илом, бетонная стена вся заплесневела, на разбитых дорожках можно сломать ножки. Парк Челюскинцев тоже представляет не лучшее зрелище. Смрад от чадящих мангалов встретит вас в его центре. В Ботаническом саду, который наверняка находится под опёкой государства, требуют за вход деньги. Прекрасен парк Горького, но рядом с ним находятся заполненные транспортом шумные магистрали, где воздух насыщен выхлопными газами.

На улицах Минска часто встречаются аптеки и парикмахерские. По всей видимости, торговать лекарствами и стричь людей – дело прибыльное, а частный бизнес в государстве поощряется. А вот хорошую по качеству и доступную по стоимости одежду и обувь приобрести здесь сложно. Не так давно найден способ решения этой проблемы. Много поношенной одежды и обуви завозится в Белоруссию из западноевропейских стран и продаётся в многочисленных филиалах «Sekond hand». При посещении хозяйственных магазинов нас удивили высокие цены на сковороды, кастрюли и другие товары первой необходимости, что вряд ли по карману простым гражданам. По изобретательности торговых названий белорусы не отстают от россиян. Как-то мы увидели небольшой обувной магазин с притягивающей взоры вывеской «Нарасхват», но расхватывать там было нечего.

«Любишь – докажи» написано над ювелирным салоном на улице Якуба Коласа. Серия торговых точек по продаже куриного мяса названа «Петрухой». Иностранное слово «Laufen» украшает магазин сантехники, что в переводе с немецкого означает «бежать», от кого и к кому не поясняется. С интересом посетили мы Центральный Универмаг. Серое солидное здание, как памятник сталинской эпохе, занимает почётное место в центре города на площади Якуба Коласа. Внутренние помещения Торгового центра сохранили интерьер советского времени, но выглядят сиротливо, без былого величия и блеска.

 На скрипучем и потемневшем от времени эскалаторе мы поднялись на верхние этажи, прошлись по торговым залам, и у нас возникло ощущение, будто бы мы вернулись в эпоху развитого социализма. Товаров много, но выбрать нечего, цены на уровне европейских.

За время пребывания в Белоруссии мы ощутили дороговизну тамошней жизни. Средняя месячная зарплата в этой стране еле достигает 300 долларов, но многие категории работников не имеют даже этой суммы. Размер средней пенсии составляет около 150 долларов. Не высоко ценится труд инженерно-технических работников, преподавателей и врачей. Так, в рекламном ролике по телевидению мы не раз видели приглашения на работу: инженера за 150 долларов, а продавца и «горничную приятной внешности» в отель за 300 долларов в месяц. Если судить по величине зарплаты, работники банка находятся в привилегированном положении, они получают в среднем 500 долларов. По мнению минчан, жизнь в стране становится всё дороже. Но никто из них не жалуется, каждый крутится, как может: кто-то работает на двух-трёх работах, а кто-то глушит свою несостоятельность алкоголем.

Спившиеся мужчины и женщины среднего возраста в неопрятной старой одежде – не редкое явление в столичном городе. Группами или поодиночке рыскают они по мусорным контейнерам с надеждой выудить пустые бутылки, чтобы за них получить деньги и взбодрить себя очередной дозой спиртного. Мы заметили, что не только заядлые пьяницы увлекаются пивом. В каком-то экстазе посасывает его из бутылок и стар, и млад.

Для обеспеченных граждан и гостей из зарубежья в Белоруссии распахнули двери казино. Для пополнения государственной казны все средства хороши - видимо, так решило руководство страны.

 

Не всё в Белоруссии разочаровывает. Нас приятно удивила чистота на улицах, которую поддерживают многочисленные бригады дворников. Мусор в контейнерах долго не задерживается, а ежедневно вывозится специальными машинами. Чистенько, но бедненько – можно сказать об этой стране.

Трудно определить, какой строй сегодня существует в Белоруссии, и что ждёт её в ближайшем будущем. С одной стороны, всё делается логично: берётся лучшее, что наработано в советское время. Даже не уничтожена советская атрибутика, и огромный монумент вождя пролетариата украшает главную площадь столицы. Обновлённые здания детских садов и школ демонстрируют заботу власти о подрастающем поколении. Лечение в больницах и обучение в школах по-прежнему бесплатное. Беларусь сама себя обеспечивает продовольствием, сельскохозяйственной и бытовой техникой и даже экспортирует свою продукцию в другие страны, чем в корне отличается от России и других бывших союзных республик.

Одновременно с этим вносятся элементы нового: развивается частная собственность, открываются фирмы. Наверняка не без одобрения Президента, обласкана православная церковь, и символы христианской религии появились на важных государственных объектах, таких, как государственный педагогический университет, районные отделения помощи по чрезвычайным ситуациям. Усердие бывшего атеиста и коммуниста Александра Лукашенко на религиозном поприще было высоко оценено РПЦ, Президент получил высшие церковные награды. Но не помогает государству изменение атеистической идеологии на православную, страна буксует в своём развитии, что-то мешает её прогрессу. Белоруссию можно сравнить с квартирой, в которой был произведён лишь косметический ремонт, но осталось много недоделок.

Май 2012 

***
Недавно я обнаружила любопытную информацию:
«В Беларуси проживает не менее 10 тысяч долларовых миллионеров (примерно 0,1% численности населения страны). При этом состояние белорусских богачей оценивается сегодня, как минимум, в 10-15 млн. долларов, пишет ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на экспертные оценки".
http://www.perspektyva.org/news/last/1532.html
Александр Лукашенко на каждом углу кричит, что не позволил разбазарить государственную собственность. А откуда «дровишки» у его подпольных миллионеров?
 

Категория: Статьи | Добавил: stroka (30.10.2012)
Просмотров: 2519 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024