Казалось бы, какая связь между светской властью и Церковью? Как показала история, связь прямая и возникла при основании христианской церкви. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1), - повторяют священники за Апостолом Павлом и сами охотно следуют его воззванию, подлаживаясь под существующую власть. Развал Советского Союза эхом отозвался на состоянии Православной Церкви.
Как только Украина провозгласила свою независимость, бывший кандидат на патриарший престол РПЦ Филарет стал активным инициатором отделения Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата. Если бы фортуна улыбнулась Филарету, и его выбрали Патриархом РПЦ, то вряд ли бы он организовал подобный раскол.
Раскольные действия Филарета РПЦ осудила, митрополит был лишён сана и предан анафеме. Но непокорный христианин всё-таки создал свою Церковь.
До сих пор РПЦ не может смириться с самоуправством Филарета, так как считает всю территорию бывшего Советского Союза от Балтийского моря до Тихого океана, за исключением Грузии и Армении, канонической территорией Русской Православной Церкви. Но не все представители высшей церковной власти Украины поддерживают подобное утверждение, поэтому в настоящее время в стране конкурируют между собой три Православные и одна Греко-католическая Церковь.
По данным украинской правительственной статистики:
- В ведомстве Московской патриархии, как части Русской Православной церкви, находятся 9000 приходов, и руководит ею митрополит Владимир Киевский и всея Украины.
- Церковь Филарета насчитывает 3000 приходов, и возглавляет её сам Филарет, получивший от своих сторонников звание Святейшего Патриарха Киевского и всея Руси-Украины.
- Автокефальной церкви (УАПЦ) принадлежит 1000 приходов. Возглавляет УАПЦ Мефодий (Кудряков), которого паства величает митрополитом Киевским и всея Украины.
УАПЦ зародилась после Февральской революции 1917 года, как итог движения за отделение Украинской Церкви от государственной власти и Российской Церкви. Советская власть запретила на Украине подобное церковное подразделение. Многие её служители были арестованы и осуждены, а приходы переданы Московскому Патриархату.
Только в конце 1980-х годов УАПЦ была легализирована, но Украинские власти отказались возвратить её собственность.
Автокефальная церковь до сих пор считается канонически непризнанной, но заявила о своём намерении войти в состав Константинопольского Вселенского Патриархата в качестве автономии.
- Украинская Греко-католическая церковь (УГКЦ) – это крупнейшая поместная церковь, которую посещает более четырёх миллионов верующих. В церковном подразделении - 4175 приходов, около 3000 священников, 43 епископа.
УГКЦ – это католическая церковь восточного обряда. История церкви объясняет её название.
В 1596 году митрополит Михаил Рогоза при поддержке большинства епископов организовал в Бресте Собор, на котором было принято решение уйти из подчинения Константинопольского Патриархата и признать верховную власть Римского Папы. При этом в Церкви были сохранены византийские обряды с дополнением католических догматов. Такие перемены произошли неслучайно именно в западных областях Украины. Эти территории попеременно входили в состав католических государств: Австро-Венгрии, Речи Посполитой, Польши, а церковь всегда уважала существующую власть.
Православные правители не жаловали Греко-католическую Церковь. Христианин Пётр I во время вечерни 11 июля 1705 года в полоцком василианском монастыре зарубил шестерых греко-католических монахов и распорядился повесить игумена с его помощником. Луцкий епископ Дионисий разделил их участь: был арестован и умер в тюрьме.
Екатерина II действовала таким же образом. В 1768 году российские войска вошли на территорию Речи Посполитой, императрица приказала арестовать всех греко-католических священников, которые откажутся переходить в православие. У непокорных служителей отобрали всё церковное имущество. И только Павел I запретил насильственно обращать людей в православную веру. В 1800 году он освободил сосланных в Сибирь греко-католических священников, вернув им часть храмов и монастырей. Хотя часть греко-католиков перешла в католицизм, УГКЦ возродилась и начала активно развиваться.
После прихода советских войск в Западную Украину в 1939 году, Греко-католическая Церковь попала под пристальный контроль органов НКГБ. В марте 1945 года в Совете по делам Русской православной церкви был разработан план мероприятий «по отрыву приходов греко-католической (униатской) церкви в СССР от Ватикана и последующему присоединению их к Русской православной церкви». План был одобрен Иосифом Сталиным.
Из докладной записки П. Дроздецкого в НКГБ СССР от 16.02.1946:
«После тщательного изучения обстановки, нами был разработан план ликвидации греко-католической церкви, к осуществлению которого мы и приступили.
Осуществляя этот план, в апреле 1945 года в областных газетах Львова, Тернополя, Станислава, Дрогобыча и центральной газете «Правда Украины», по нашей инициативе, против униатов была опубликована обширная статья «С крестом или ножом», которая сыграла значительную роль в деле подготовки к ликвидации этой церкви. Статья вскрывала антисоветскую деятельность верхушки униатского греко-католического духовенства и разоблачала ее перед лояльной частью духовенства и перед верующими.
Подготовив, таким образом, общественное мнение, 11.4.45 г нами были проведены аресты митрополита Иосифа СЛЕПОГО, епископов ХОМЫШИНА, БУДКИ, ЧАРНЕЦКОГО, ЛЯТЫШЕВСКОГО, а также ряда наиболее скомпрометировавших себя антисоветской деятельностью попов униатской церкви. Обезглавив греко-католическую церковь, мы создали предпосылки для организации движения, направленного к тому, чтобы ликвидировать унию и воссоединить эту церковь с русской православной церковью. С этой целью, нами 30.5.45 г была создана «Центральная Инициативная группа по воссоединению грекокатолической церкви с русской православной церковью», в которую вошли авторитетные священники: доктор КОСТЕЛЬНИК — от Львовской епархии, доктор МЕЛЬНИК, генеральный викарий — от Дрогобычской епархии и ПЕЛЬВЕЦКИЙ — проведенный впоследствии как председатель Станиславской епархии».
Финансировать работу инициативной группы, подготовку и проведение собора УГКЦ должен был Наркомат финансов СССР, через Совнарком УССР и экзархат русской православной церкви на Украине. Для этих целей было выделено около 500 тыс. рублей, из них на оперативные расходы НКГБ 75 тыс. рублей.
Собором было принято и опубликовано обращение к духовенству и верующим Греко-католической церкви: «Братья, опомнитесь! Жертвами миллионов наших братьев вы освобождены и уже являетесь не безмолвными невольниками! Освободитесь и от римского угнетения духа и от тех остатков полонизма, которые у вас еще остались! Не тратьте своих сил и сил народа для реализации ошибочных идей! Если Православная Церковь не является правдивой, то в таком случае ни одна христианская Церковь не может быть правдивой, так как Православная Церковь — первичная Церковь христианского Востока и Запада, из неё образовались все другие Церкви. От нынешнего дня мы принадлежим Святой Православной Церкви, которая является Церковью наших отцов, исторической Церковью всего украинского народа и всех ближайших нам народов по крови. А Господь благословит наше святое дело».
«Святое дело» благословил не только Господь.
5 апреля 1946 года Патриарх Московский Алексий принял в Москве делегацию членов Собора во главе с протоиереем Костельником, который был награждён высшей для священника из белого духовенства наградой — саном протопресвитера.
Академик В.Г. Щурат с горькой иронией подчеркнул по этому поводу: «Если они хотят уничтожить Слепого и епископов, так нужно было бы много крику о соборе и новых епископах. Большевики же, как будто что-то украли, а теперь по-воровски обделывают дела»
Римская газета «Пополо» от 19.02.1946 отметила: «Сообщение Московского радио о присоединении западно-украинской церкви к православной является трюком самого низкого свойства»[…] Все епископы и духовенство Западной Украины были сосланы, заключены в тюрьму и заменены теперь кучкой отступников во главе с тем же самым Костельником, которому за его старания был обещан пост митрополита Львовского. Эти предатели паствы и веры ненавистны верующим».
В феврале 1990 года в Ватикане состоялась встреча президента СССР Михаила Горбачёва и Папы Иоанна Павла II. Вскоре после знаменательного события был снят запрет на создание греко-католических общин и проведение их богослужений. Часть переданных в 1946 году Московскому Патриархату храмов, были возвращены Греко-католической Церкви Украины.
В годы своего президентства Виктор Ющенко старался поддерживать ровные отношения со всеми религиозными конфессиями, но призывал к созданию единой поместной православной Церкви на территории Украины. В 2008 году во время празднования 1020-летия Крещения Руси он попросил приехавшего на торжества патриарха Константинопольского (Вселенского) Варфоломея способствовать созданию на Украине автокефалии, но согласия не получил. Упорство Вселенского Патриарха могло быть объяснено нежеланием высокого гостя портить и без того хрупкие отношения с Московским Патриархатом. Много обид накопилось за долгое тысячелетие с обеих сторон.
До сих пор РПЦ не может смириться с решением Константинопольской Патриархии в 1923 году об отмене Юлианского календаря. Признание в1996 году Эстонской апостольской православной церкви в качестве автономии Константинопольского Патриархата вызвало новую обиду Московского Патриархата.
Заместитель Имперского Православного Палестинского общества Николай Лисовский отметил: «Константинопольская церковь, начиная с 1917 года, всё время пытается работать против России и Русской православной церкви. Она работает вместе с НАТО на отрыв Украины от России».
По-разному относятся к роли церкви в современном обществе Константинопольская и Московская Патриархии.
Патриарх Варфоломей заявляет: «Наша Православная церковь постоянно старается идти в ногу со временем, ничем не жертвуя из своего учения, но реагируя при этом на веяния времени, помогая верующим справляться с современной действительностью».
Священники Русской Православной Церкви рассуждают по-другому. В земной жизни они предлагают следовать словам Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире, кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Иоанн 2:15-16).
Сами священнослужители почему-то не следуют рекомендациям Иоанна Богослова.
Сверкающие позолотой храмы, помпезное одеяние самих православных священников не говорит об их отречении от всего земного. Протоиерей Александр Мень заметил по этому поводу: «Пышность византийского православия, усвоенная Русью, способствовала выдвижению на первый план, скорее, обрядов, чем содержательной стороны христианства».
Православная Церковь не осталась в стороне от демократических реформ в России и охотно их поддержала.
Будущий Патриарх Кирилл в интервью «Литературной газете» разоткровенничался: «...а как, собственно, выживать Церкви в нынешней реформируемой России? Вариантов ведь только два: либо в своей хозяйственной деятельности Церковь должна стать полноправным субъектом рыночной экономики, либо ей надлежит удалиться в экономическую резервацию и обречь себя там на тихое угасание».
И как показало время, «тихого угасания» православной церкви не произошло.
Гостиница «Даниловская» при Даниловом монастыре была первым коммерческим вкладом, появилось специальное бизнес-подразделение - ЦИП РПЦ. На международном инвестиционном форуме в Берлине новое подразделение поделилось своими богоугодными проектами. Проекты оказались грандиозными. Это и строительство бизнес-центра на углу Пятницкой, возведение элитных жилых комплексов в Лазоревом проезде и на Остоженке, возведение целого микрорайона «Тверь-Сити» с гостиницами, жилыми домами, магазинами, супермаркетами, застройка центра Владимира.
Политолог Анатолий Баранов иронически подметил, что РПЦ превратилась в «смесь отдела администрации президента по работе с верующими, феодального московского патриархата и корпорации новых олигархов в рясах».
Оправдывая коммерческую деятельность Церкви, глава аппарата ЦИП Дмитрий Шамин, заметил, что РПЦ просто возвращает себе то, что у нее было до 1917 года.
В 1997 году газета «Московский Комсомолец» опубликовала статью «Табачный митрополит» об успешной деятельности митрополита Кирилла в сфере торговле сигаретами. В следующей статье Сергея Бычкова «Митрополит из табакерки» можно ознакомиться с подробностями этого нашумевшего дела. Корреспондент сообщает: «На тех же таможенных документах четко обозначено: «Производитель: RJR Tobacco (США). Продавец: ОВЦС Московской патриархии». Более того, указан даже адрес склада: г. Москва, Даниловский вал, 22, Данилов монастырь. Благодаря заботам владыки Кирилла, теперь и Данилов монастырь войдет в историю как табачный.
Источник из Генеральной Прокуратуры сообщил газете «The Moscow Post»: «Правоохранительные органы уже давно выражают обеспокоенность непрерывно поступающей к ним информации о том, что на заводах при церкви, которые производят знаменитый «Кагор» для богослужений, производится не только «Кагор», но и масса другой спиртной продукции, которая идет отнюдь не в церковные лавки, а на прилавки магазинов. В итоге, получается весьма странная картина, заключающаяся в том, что «бизнесмены в рясах» являются крупными теневыми игроками на отечественном алкогольном рынке».
17 декабря 1993 года был заключен договор о совместной деятельности ОВЦС с АОЗТ «АРТГЕММА». Направление работы созданного предприятия — обработка и продажа алмазов. Только в 1995 году АОЗТ «АРТГЕММА» получила от Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням ювелирных алмазов массой 2652,12 карата! Это вдвойне странно, потому что, согласно Уставу ОВЦС, он должен прежде всего заниматься дипломатическими проблемами. Хозяйственной деятельностью до 1997 года в Русской церкви занималось Хозяйственное управление...»
Логическим завершением предприимчивых шагов Церкви была организация 30 июня 1993 года Акционерного коммерческого банка содействия благотворительности и духовному развитию Отечества «Пересвет».
«В банк поступали огромные суммы, вырученные за продажу воды «Святой источник», которую выпускает Костромская епархия на коммерческой основе. Учредителем банка «Пересвет» стало также акционерное общество открытого типа «Надежда и спасение» (председатель Николай Маслов), обещавшее опекать одиноких стариков, которые завещали свои квартиры АООТ «Надежда и спасение». К концу 1997 года доплаты старикам, чтобы они могли оплачивать коммунальные услуги, были прекращены. Ни один из 140 с лишним епархиальных архиереев не подтвердил, что ОВЦС направлял какие-либо средства на восстановление разрушенных храмов и монастырей. Благотворительностью ОВЦС также не занимается», - сообщил корреспондент газеты Сергей Бычков в ходе собственного расследования.
«Грех — не богатство, а любовь к нему», - заявил будущий Патриарх Кирилл в 2007 году после окончания XI Всемирного Русского Народного Собора, посвящённого проблемам бедности в стране. Отцу Кириллу в изобретательности не откажешь. Хорошую отмазку придумал он для богачей.
С каждым годом активность Русской Православной Церкви набирает обороты.
В 1988 году в РПЦ было 76 епархий, 6893 прихода, а общее число духовенства составляло 7397 человек.
В 2008 году количество епархий выросло до 156, приходов - 29 141, численность священнослужителей - 30 544, количество монастырей: 372 мужских и 392 женских.
На декабрь 2009 года стало уже 159 епархий, 30 142 прихода, духовенства – 32 266 человек.
Если бы в России подобными темпами развивалась промышленность и сельское хозяйство! К сожалению, всё происходит с точностью наоборот. В результате численность населения сокращается до миллиона человек в год. Детских дошкольных учреждений катастрофически не хватает. Вымирают деревни и посёлки, сокращается количество школ, больниц, библиотек.
Но вернёмся к Украине. Представители РПЦ надеялись, что с приходом к власти Виктора Януковича политические причины распространения церковного раскола на Украине уйдут в прошлое. Последние выборы президента продемонстрировали активную позицию РПЦ в этом вопросе. В поддержку кандидатуры Виктора Януковича «были совершены различные крестные ходы. Четырёхдневный пеший трижды опоясал древнюю столицу Руси во время проведения первого тура выборов; люди шли день и ночь, сменяя друг друга. Десятидневный автомобильный крестный ход прошёл по четырём точкам Украины, в которых стоят особые поклонные кресты – на Севере, Юге, Западе и Востоке Украины. Перед вторым туром автомобильный крестный ход вновь трижды опоясал заснеженный Киев, сделав четыре остановки у храмов. Совершались крестные хода и в других городах …», - рассказал Олег Слепынин в «Русском воскресенье». Общими массовыми молитвами и крестными ходами во все стороны света святые отцы всё-таки вымолили небольшой перевес 3,45 % в пользу Януковича.
Несложно догадаться о причинах подобных хлопот со стороны РПЦ. «Виктор Янукович известен как ревностный прихожанин Украинской православной церкви Московского патриархата», - сообщил в прессе эксперт, украинский политолог Алексей Круподер. По его мнению, «всё ближайшее окружение Януковича, а вслед за ними и их подчиненные разных уровней, прилежно следуют за президентом. При этом полностью игнорируется, скажем, Киевский патриархат, мода на который для украинских управленцев закончилась вместе с президентством Ющенко. Более того, все конфессии, кроме УПЦ МП, не просто игнорируются властью, они попадают в явную немилость и такая позиция возводится в статус позиции государства. Такого не было даже в период правления Ющенко, известного своей активной позицией в религиозном вопросе».
Завершая свой визит на Украину в июле этого года, патриарх Кирилл заявил в интервью телеканалу «Россия-24», что лучшим путем преодоления церковного раскола на Украине является добровольное возвращение раскольников в лоно канонической церкви — УПЦ Московского патриархата. И для этого, кажется, созрели все условия».
Видимо, для ускорения созревания этих условий Патриарх Кирилл зачастил на Украину. В этом году владыка приезжал трижды: то для знакомства с паствой, то благословил Януковича на новом посту, то для единения церкви. В последний свой визит Патриарх посетил Виктора Януковича на личной даче в Крыму и наградил его высшей наградой РПЦ — орденом Святого князя Владимира 1-й степени. При вручении награды Патриарх подчеркнул: «Я радуюсь, что в связи с вашей круглой датой, я имел возможность в первый год вашего президентства возложить на вас эти знаки глубочайшего уважения РПЦ к вашим трудам и вашей личности».
После посещения Крыма Патриарх много говорил об «умении прощать». «Я думаю, что прощать надо все, - заметил он. - Но есть один грех, который сам Христос не простил. Это грех предательства, - заявил он в интервью киевской телекомпании «Эра». - Иуда не был прощен Богом. Есть сознательное предательство человека, который расположен к вам, общаясь с которым, вы воспринимаете его как друга или как близкого, единомышленника, а потом, когда оказывается, что это предатель, это очень сложно простить, хотя все равно прощать надо. Другого пути у нас нет, потому что только прощением и любовью мы можем изменить мир».
Сам Кирилл раскольников прощать не намерен и, находясь в Днепропетровске, подверг их резкой критике, призывая Русскую православную церковь быть их «абсолютным антиподом». «В расколе нет благодати, нет правды. Значит, там не может быть спасительной проповеди», - сказал глава РПЦ на встрече с духовенством города.
Глава УПЦ КП Филарет отказался от встречи с Патриархом Кириллом, мотивируя свой отказ тем, что за Патриархом стоит «российская государственная власть» и что Кирилл «хочет присоединить Украину к империи, где главным центром будет Московский патриарх, стоящий над государствами и президентами». «В этом визите нет ничего духовного, - заявил патриарх Филарет, - Даже российские политологи считают Кирилла в первую очередь политиком и дипломатом, а потом уже патриархом».
Киевский окружной административный суд принял решение о запрещении демонстраций, связанных с визитом Патриарха Кирилла, но более 5 тысяч сторонников Филарета прошли в центре столицы с лозунгами «Кирилл — колонизатор от КГБ» и «Вон московского попа-колонизатора!».
Французское издание Le Temps отметило: «Патриарх Московский и всея Руси приехал в Украину как к себе домой. Отстаиваемая им идея «русского мира», раздражает сторонников подлинной независимости Украины от своего великого соседа».
Известные религиоведы Виктор Еленский и Андрей Юраш, оценивая визит Кирилла на Украину, подчеркнули, что «УПЦ вдруг получила кучу преференций: патриарху Кириллу разрешили отслужить молебен в Софии Киевской (чего не удостаивались другие конфессии), дали «ключи» от новоотстроенного Свято-Преображенского собора Одессы.
На кону – передача в постоянное пользование Лавры».
РПЦ не ошиблась, направив молебны за Виктора Януковича. Высшее духовенство Украинской Православной Церкви возлагает на нового президента большие надежды в укреплении своих позиций.
Протоиерей Евгений Максименко в «Открытом письме к Президенту Украины Виктору Януковичу» рекомендует осуществить следующий план мероприятий:
- Создание Консультативного Совета по взаимодействию с традиционными конфессиями при Президенте Украины с обязательной ликвидацией Госкомитета по делам религий.
- Создание Официальной Резиденции Патриарха Московского и всея Руси в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре.
- Повторное, с учетом материалов 1992 года, рассмотрение Генеральной Прокуратурой Украины решения о незаконности регистрации религиозной организации «УПЦ Киевского патриархата»
- Исследование и предложения по запрету опасных для здоровья граждан религиозных сект, опирающихся на исторически сложившиеся религии мира.
До 2011 года провести исследования о состоянии сектантских формирований и запретить их деятельность на территории Украины, которые так или иначе используют в своей деятельности исторически сложившиеся религии мира, являются разрушительными для самих традиционных религий Украины.
- Ограничение деятельности религиозных организаций, не относящихся к традиционным конфессиям.
Не все украинцы одобряют чрезмерную активность РПЦ на Украине и позицию своего президента в религиозных вопросах. Первый заместитель председателя государственного комитета по делам национальностей и религий Украины Виктор Воронин заявил, что «разговоры о создании единой национальной поместной церкви являются вмешательством в церковные дела, являются нарушением прав человека на свободу высказываний и свободу мнения».
Директор Донецкого института массовой информации на Украине, политолог Алексей Мацуки отметил: «В светском государстве не важно - какого вероисповедания президент. Лично мне не доставляет удовольствия видеть, как он крестится и целует руки священникам - это не есть свидетельство высокого духовного развития. Если он верующий человек, мы хотели бы попросить его оставить свои отношения с Богом при себе. Если это пиар, хотелось бы обратить внимание политтехнологов президента на то, что эта тема уже исчерпала себя. Янукович регулярно и беззастенчиво попирает Конституцию, лоббируя интересы одной конфессии, регулярно её рекламируя. Он забывает о том, что Украина - в первую очередь - светское государство, а во вторую очередь - граждане нашей страны составляют весьма пеструю конфессиональную карту. Хочу обратить внимание Януковича и церкви на то, как далеко наше государство от благополучия и процветания. На то, что большая часть украинцев продолжает жить за чертой бедности, на пандемию СПИДА, на шокирующую статистику онкозаболеваний, на реальное количество беспризорников, наркоманов и алкоголиков. Лучше бы Янукович и патриарх Кирилл оторвались от бесконечного самолюбования, и занялись, наконец, тем, для чего они занимали свои высокие посты – служением».
Хорошие пожелания выдвинул политолог. К сожалению, жизнь показала, что на протяжении многих веков связь между церковью и властью не ослабевает, а всё больше крепнет, обретая современные очертания. Сегодняшняя Церковь не стесняется показывать свои приоритеты в выборе государственной власти, проводя наглядную агитацию в виде крестных ходов и молебнов.
Нелегко пришлось церкви лишь в небольшой период времени после Великой Октябрьской Социалистической Революции. Не жаловал священников вождь пролетариата, закоренелый атеист товарищ Ленин, и боролся с ними, как с врагами народа, повторяя при этом слова Карла Маркса, что «религия – опиум для народа». Менялись вожди, менялось отношение власти к церкви. Нашлось применение священнослужителям в качестве осведомителей. «Контакты с КГБ бывали во имя пользы церковной, а бывали – во имя личной», - высказался Митрополит Виленский и Литовский Хризостом.
О тесном сотрудничестве священнослужителей с органами КГБ рассказал писатель Константин Преображенский, бывший подполковник КГБ, ныне живущий в США, в передаче «Говорите с Америкой»: «Путин полностью воссоздал КГБ. Как вы знаете, сейчас ФСБ находится у власти в России. Как можно говорить о сотрудничестве КГБ с церковью в прошлом, когда и сейчас в церкви все руководящие посты занимают агенты КГБ? Куда ни глянешь, везде увидишь агента. И патриарх, и все его заместители – все агенты КГБ. Что касается епископов, то все советские епископы назначены государством. Точнее говоря, КГБ. Сейчас – «симфония» в отношениях церкви и государства: патриарх и церковь поддерживают все, даже самые отвратительные, самые незаконные действия нынешней российской власти. Поэтому их уже не нужно вербовать: они и так выполнят любой приказ без всякой вербовки».
Хотя церковь в советскую атеистическую эпоху занимала скромные позиции, подобного разгула безнравственности и преступлений не наблюдалось, по сравнению с современным оцерковленным обществом прихватизаторов.
Удивляет противоборство различных христианских конфессий. Вера в Христа и одинаковые церковные обряды не гарантируют единства церкви, что не способствует согласию в обществе. |