Прежде чем защищать ту или иную сторону конфликтующих народов, надо разобраться в причинах конфликта. То же самое относится к Палестине и Израилю. Для начала поднимем страницы истории этих государств.
Небольшой экскурс в историю израильтян.
В далёкие времена племя арамеев, предки сегодняшних евреев, занимались скотоводством в землях Месопотамии на территории современного Ирака. Около 1850 лет до Р.Х представители этого племени: Авраам с женой, племянником Лотом и со всеми людьми, которых они имели, перебрались из северной части страны в землю Ханаанскую. Вождь направил устремления своих соплеменников не только в чужие земли, богатые виноградниками и зелёными пастбищами, но и к новой вере в Единого Бога, которая должна выражаться в форме Союза с Вседержителем. «Я – вот завет Мой с тобою, и весьма размножу тебя… завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; /Быт.17:1-8/. «обрезывайте плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами /Быт.17:11/.
При выполнении этих правил, Бог обещал Аврааму и его потомкам землю Ханаанскую. (Быт.12:1-3) Но недолго задержались переселенцы в новых землях. Начавшийся голод заставил их искать прибежище у египтян.
Авраам представил египтянам свою жену Сару, которой было 65 лет, своей сестрой, иначе мужа такой красавицы, египтяне не пощадили бы.
В действительности она и приходилась ему сестрой по отцу. Красоту Сары египтяне якобы заметили и забрали женщину в дом фараона. «Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову». / Быт. 12:10-14/ Фараон испугался, вернул Аврааму жену, а в придачу дал «серебра тысячу сиклей и мелкого и крупного рогатого скота, и рабов и рабынь» /Быт.20:14-15/. И снова вернулся Авраам в землю Ханаанскую.
Через 100 лет начался второй «исход» арамеев из Месопотамии в «Землю Обетованную» под предводительством Иакова, носившего также имя Израиль. По Священному Писанию Иаков был потомком Авраама и возглавил союз родов или колен Израиля. Потомки Авраама оставались скотоводами, и время от времени меняли стойбища в поисках новых пастбищ в землях Ханаанских. Старшие сыновья Иакова невзлюбили своего младшего брата Иосифа и разделались с ним: сначала бросили в глубокий ров, а потом продали иноземным купцам в рабство. Так Иосиф попал в Египет. Благодаря своим способностям предсказателя, сумел обратить на себя внимание фараона и стать его ближайшим советником.
Засуха, нападение враждебных племён и в завершении всего голод заставили Иакова со своими сородичами искать приют у Египтян. Иосиф попросил фараона принять родственников. За хлеб отдали переселенцы сначала своё серебро, потом скот, а потом и себя в рабство. Им были выделены земли, на которых они должны были пасти стада фараона.
Более четырёхсот лет спокойной жизни в Египте закончились для народа Израиля с приходом к власти фараона Рамсеса II. Сокрушив множество врагов, решил он заняться строительством городов и возведением грандиозных храмовых комплексов по всей стране. Потомков Авраама, тоже начали привлекать к этой деятельности «и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами…» /Исход 1:13-14/.
И вспомнили евреи, что они были когда-то свободными людьми и устремили взоры свои назад в землю «Обетованную». Осуществить их чаяния помог будущий их пророк Моисей. Выросший в семье фараона, Моисей, еврей по происхождению, с состраданием относился к своим соплеменникам. Однажды, заступаясь за еврея, он убил египтянина и вынужден был скрываться в пустыне. И ему открылся Бог и дал указание, чтобы он увёл народ Израиля из рабства в землю Ханаанскую. «И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь дал милость народу /Своему/ в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян..; и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое».
После благополучного исхода Моисей приступил к выполнению основной задачи, поставленной перед ним Богом, - овладением земли «Обетованной». «И с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, и с виноградниками и маслинами, которых ты не садил...» /Второзаконие, 6:10-11/. «Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы совершенно истребятся» /Исаия, 60:10-12/. «И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицом до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих» /Исаия: 49:23/.
Хотя одна из заповедей Господа гласит – не убивай, Библия повествует, что Моисей нарушал эту важную заповедь. Пророк обратился к своему народу, якобы от имени Бога: «Когда введёт тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идёшь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их; /Второзаконие. 7: 1-3/. Возможно, такое суровое обращение касается только язычников. Но Моисей нарушил эту же заповедь и по отношению к израильтянам. Когда при его отсутствии соплеменники сотворили себе золотого тельца и молились ему, Моисей распорядился: «возложите каждый свой меч на бедро своё, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трёх тысяч человек» /Исход 32:27-28/.
И огласил Моисей своим соплеменникам от лица Бога «Закон Святости»: «Будьте предо Мной святы, ибо Я свят Господь (Бог Ваш), и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои» /Левит 20:26/.
Около 1200 г. до Р.Х. Моисей повёл Израиль в наступление. Но не суждено было пророку перейти последний рубеж - Иордан. «Загадочные тени витают над могилой пророка. Он умер не от болезни и не от старсти. Место его погребения осталось неизвестным», - повествует Александр Мень. По требованию Бога предводительство перед важным наступлением взял на себя Иисус Навин. «Не было (ни одного) города, который заключил бы мир с сынами Израилевыми, кроме Евеев, жителей Гаваона: все взяли они войною; ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце своё и войной встречали Израиля – для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы были истреблены так, как повелел Господь Моисею /Иисус Навин 11:16-20/.»
В XIII в. до н. э. на современную территорию Израиля и Палестины вторглись завоеватели с Крита и других островов Средиземного моря, нападавшие также и на Египет и закрепившиеся в южной части Средиземноморского побережья, в районе нынешнего сектора Газы. От окрестных семитоязычных народов они получили название плиштим, буквально «вторгшиеся», или филистимляне.
В XI веке до н. э. древнееврейские племена основали Израильское царство, распавшееся в 930 г. до н. э. на два: Израильское царство (существовало до 722 г. до н. э.) и Иудейское царство (до 586 г. до н. э.).
Впоследствии Палестина была завоёвана древнеперсидским государством Ахеменидов, затем входила в состав эллинистических государств Птолемеев и Селевкидов (в III—II вв. до н. э.).
С 63 г. до н. э. Иудея являлась римской провинцией и разделялась на Иудею, Самарию, Галилею и Перею (Заиорданье).
В 395—614 годах Палестина была провинцией Византии.
В 614 году Палестина была завоёвана Персией и вошла в состав империи Сасанидов.
После победы над Персией в 629 году, византийский император Ираклий торжественно вступил в Иерусалим — Палестина снова стала провинцией Византии.
Около 636 года — в самом начале арабских завоеваний — Палестина была завоёвана у Византии мусульманами.
В последующие шесть веков контроль над этой территорией переходил от Омейядов к Аббасидам, к крестоносцам и обратно.
С 1099 г. по 1187 г. крестоносцы основали здесь Иерусалимское королевство. Однако уже в 1187 г. Салах-ад-Дин Аюби взял Иерусалим. Но во время III крестового похода крестоносцы вновь вернули себе Аккон, Аскалон и другие города. Иерусалимское королевство было восстановлено, хотя сам Иерусалим находился в руках мусульман.
В 1517 году территория Палестины была завоевана турками-османами под предводительством султана Селима I (1512-1520). В течение 400 лет она оставалась частью огромной Османской империи, охватывавшей значительную часть юго-восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку.
В начале 1799 года в Палестину вторгся Наполеон. Упорное сопротивление турок остановило продвижение французской армии к городу Акко, на помощь туркам пришёл английский флот.. Однако из-за отсутствия тяжёлой артиллерии Наполеон не сумел овладеть крепостью Акко и был вынужден отступить в Египет.
В 1800 году население Палестины не превышало 300 тысяч, 5 тысяч из которых составляли евреи (главным образом сефарды).
В 1841 году Палестина и Сирия вернулись под непосредственный контроль Турции. К этому времени численность еврейского населения Палестины удвоилась, в то время, как христианского и мусульманского — осталась без изменения.
Как видим, многие государства, по примеру Израиля, могли бы предъявить свои законные права на территорию Палестины. Да, и многие народы мира могли предъявить свои права на возвращение своих исторических территорий. Это касается коренных жителей Северной и Южной Америки, а также греков, римлян и многих других народов. А если бы это случилось - возникла бы мировая бойня.
К 1880 году население Палестины достигло 450 тысяч человек, из которых 24 тысячи составляли евреи.
С конца XIX века началось крупномасштабное заселение Палестины евреями, последователями идеологии сионизма.
В начале XX века население составляло приблизительно 450 тысяч арабов и 50 тысяч евреев.
В результате Первой мировой войны в апреле 1920 года на конференции в Сан-Ремо Великобритания добилась мандата на управление территорией Палестины (утверждён Лигой Наций в июле 1922 года). Английская подмандатная территория Палестина включала в себя также территорию, ныне занимаемую Иорданией. 2 ноября 1917 года английское правительство опубликовало декларацию Бальфура, в которой содержалось обещание содействовать созданию в Палестине «национального очага для еврейского народа».
В 1947 году британское правительство отказалось от мандата на Палестину, аргументируя это тем, что оно не способно найти приемлемое решение для арабов и евреев.
29 ноября 1947 года Организация Объединённых Наций приняла план раздела Палестины (резолюция Генеральной ассамблеи ООН № 181). Этот план предполагал разделение Палестины на два государства — арабское и еврейское. Иерусалим был объявлен международным городом под управлением ООН, чтобы не допустить конфликта по его статусу. «Ишув» (евреи, проживающие в Израиле) приняли этот план, но Лига арабских государств и Высший арабский совет его отвергли.
В 1948 году вновь образованное государство Израиль получило государственный статус, а Палестина лишь автономный.
Но аппетиты Израиля так выросли, что в результате шестидневной бойни в 1967 году он добавил себе дополнительную чужую территорию, захватив Синайский полуостров, Сектор Газа, Западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим и Голанские высоты.
В соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, основанными на Уставе организации, эти территории были объявлены оккупированными. В связи с этим, основой для переговоров по урегулированию конфликта стала резолюция Совета Безопасности ООН № 242 от 22 ноября 1967 года, которая провозглашает два основных принципа:
1) вывод израильских вооружённых сил с территорий, оккупированных во время недавнего конфликта,
2) прекращение всех претензий или состояний войны и уважение и признание суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства в данном районе и их права жить в мире в безопасных и признанных границах, не подвергаясь угрозам силой или её применению.
Как показали дальнейшие события, пункты резолюции Совета Безопасности ООН № 242 от 22 ноября 1967 года израильтянами были проигнорированы.
Провозглашение Государства Палестина состоялось 15 ноября 1988 года в Алжире на сессии Палестинского национального совета (высшего совещательного органа Организации освобождения Палестины) — 253 голоса «за», 46 — «против» и 10 человек воздержались от голосования.
Тем не менее, c 1994, когда в соответствии с соглашениями в Осло между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП) от 13 сентября 1993, была создана Палестинская национальная администрация (ПНА), руководство ООП соблюдает своего рода мораторий на провозглашение независимости Палестины без окончательной договорённости с Израилем, и официально именует себя Палестинской национальной администрацией. В то же время дипломатические представительства ООП действуют под вывеской посольств Государства Палестина.
Фактически Государство Палестина по сегодняшний день не создано и не обладает реальным суверенитетом. Государственные структуры сформированы только частично (например, нет армии, хотя есть многочисленная полиция и при этом активно действуют всевозможные полувоенные организации). Значительная часть территории Западного берега реки Иордан контролируется израильской армией, a Восточный Иерусалим аннексирован Израилем.
Голда Меир, которая была Премьер-министром Израиля с 1969 по 1974 годы, цинично заявила: «Мы можем простить арабам убийство наших детей, но мы никогда не простим им то, что они вынуждают нас убивать их детей. Мы сможем иметь мир с арабами только тогда, когда они полюбят своих детей больше, нежели они ненавидят нас».
Не все израильтяне разделяют такие взгляды. К таким людям относится профессор Ада Йонат, которая стала лауреатом Нобелевской премии по химии в 2009 году.
Представляю интервью радиостанции «Галей ЦАХАЛ» с Адой Йонат.
(К. – корреспондент; Л. - лауреат)
К. - Прежде всего - поздравления. Не каждый день представители нашей маленькой страны становятся лауреатами самой престижной международной премии.
Л.- Спасибо. Но меня лично очень беспокоит, что израильские ВУЗы теряют свои позиции в международной табели о рангах, наши тель-авивский с иерусалимским университеты снова опустились, где-то в начале 2-й сотни, а когда то были в первых десятках, это говорит о смутном будущем науки в Израиле. Она всё ещё держится на репатриантах из Европы, но источник этот высох, без своих кадров мы потеряем высоту.
К. - Частично это связано со всеобщей воинской повинностью. Молодёжь вместо перманентного обучения после школ идёт в армию, таков закон, но не менее 3-х лет вычёркивается из "базы" научной биографии.
Л. - Вы правы, очень важные годы тратятся не просто впустую, а на покорение и удержания в невежестве палестинского народа, что портит и нравственность молодёжи. Ей надо отказываться служить в армии.
К. - Это уже имеет место. Кроме религиозных, почти 20% выпускников школ под разными предлогами уклоняются от службы...Но в наших условиях государство не может отказаться от армии, это наш инструмент сдерживания, хотя приходится выполнять и полицейские функции. Вы что-то предлагаете?
Л. - Я уже предлагала, жаль, руководство страны не прислушивается к научной общественности. Некоторые мои коллеги за бойкот израильских учёных, распространяющийся всё шире среди мировой научной элиты. Учёные страны, держащей в повиновении другой народ, не достойны сотрудничества. Что же остаётся несчастным, кроме захвата наших солдат для обмена на палестинских борцов с израильской оккупацией?
К. - Знаете, Вы наступили на больной мозоль нашего общества. Капрал Шалит больше трёх лет сидит в тюрьме у хамасовцев, за него требуют тысячу убийц, за свидетельство о его здоровье, видеокассету, пришлось 20 террористок освободить, хотя в норме дать нам информацию о пленном - обязанность другой стороны...
Л. - Я бы выпустила на свободу всех задержанных "террористов без всякой связи с Гиладом Шалитом. Сидят они в нашей тюрьме - и что они видят, какую перспективу? А так, на свободе, у них появится стимул учиться, развиваться, а не убивать евреев. Мы же для них оккупанты. Вы посмотрите на себя их глазами! У них же нет будущего в наших тюрьмах!
К. - Профессор Хаим Вайцман, чьё имя носит институт, где Вы работаете, услышав такое, перевернётся в гробу! В обмен на свои"химические" услуги - разработку дешёвого способа получения ацетона для производства взрывчатых веществ в Англии, он получил обещание правительства Её Величества создать в подмандатной Палестине национальный очаг для евреев, а Вы предлагаете его разрушить, выпустив на свободу террористов. Они и не скрывают, что выйдя на свободу, будут и дальше бороться с демократическим Израилем.
Л.- Чего вы расписываетесь за людей? Сначала надо дать им шанс стать полноправными членами мирового сообщества. У них не меньшие права на эту землю, поверьте.
К. - Не поверю! До прихода сюда евреев эта земля ничем не отличалась от соседних стран региона, каменистая пустыня с болотами и комарами, по которой бродят арабские кочевники, а теперь у нас - развитое государство, признанное ООН и умеющее за себя постоять. Вы ведь не будете отрицать, что имя "палестинцы" им дали сторонники левого лагеря всего три десятка лет тому назад, и корни арабов лежат совсем в другом месте, в отличие от нас?
Л. - И что из этого? Люди родились и живут здесь, ничем не хуже нас с вами. Так что на свободе они, я убеждена, поставят другие национальные цели, и мы вместе будем жить в мире.
К. - Ну, это вы через чур! Теория "государство для всех жителей страны" быстро превратится в страну, где евреям места не будет, мы же бельмо в глазу арабского мира! Вон, в Ираке, мусульмане (шииты и сунниты) - смертельные враги, убивают друг друга тысячами, нет там политзаключённых, все говорят на одном языке, никаких территориальных претензий...Или возьмём Сирию - настоящая гражданская война за власть, палят из пушек, бомбят, 10 тысяч убитых - и всё равно "права человека" нарушаются исключительно в Израиле
Л. - Вы не правы. Америка привнесла в Ирак с оккупацией чуждую населению западную демократию, в которой там не нуждались, а в Сирии столкнулись российские интересы с так называемыми западными. Надеюсь, Барак Обама, находясь почти 4 года у власти, исправит ситуацию в мире, США перестанут играть роль мирового жандарма. Он, кстати, за это уже получил нобелевскую премию мира.
К. - Это нонсенс - раздавать такие премии авансом! Конечно, я не могу не похвалить политические взгляды шведских академиков, они тоже люди... В любом случае, большое спасибо Вам за согласие ответить на наши вопросы.
***
К сожалению, надежды Ады Йонат в отношении Барака Обамы не оправдались, США продолжает оставаться международным жандармом и по-прежнему поддерживает оккупационный режим Израиля по отношению к Палестине.
Многие государства, по примеру Израиля, могли бы предъявить свои законные права на территорию Палестины. Да, и многие народы мира могли предъявить свои права на возвращение своих исторических территорий. Это касается коренных жителей Северной и Южной Америки, а также греков, римлян и многих других народов. А если бы это случилось - возникла бы мировая бойня. |