После просмотра нового фильма Звягинцева «Левиафан» возникло ощущение, что я увидела слепок современного российского общества, в котором коррупционная государственная власть крепко переплелась с христианской церковью для обоюдной вольготной жизни в стране.
Режиссёр мастерски показал методы, которые использует власть. Это насилие и оправдывающее его христианское учение.
Сюжет фильма не затейливый. Мэр небольшого северного городка отбирает кусок земли с домом у простого работяги. Тот подаёт в суд, но тщетно. По его просьбе из Москвы приезжает друг-адвокат с компроматом на местного мэра. Понимая, что на главу городка законы не действуют, адвокат пообещал ему отдать разоблачительные документы взамен на кругленькую сумму для потерпевшего друга.
Оказавшись в сложной ситуации, мэр обращается к местному священнику за советом, а тот, сославшись на слова Библии, что власть от Бога, рекомендует ему проявить власть и силу. Мэр так и поступает. Избитый и перепуганный адвокат возвращается в столицу, жена его друга погибает от рук убийц, а сам друг, арестован и осуждён на 15 лет якобы за убийство супруги. Незадолго до ареста мужчина стоял возле магазина и топил своё горе в водке. И тут появился священник, который решил наставить пьяного мужчину на путь истинный, призывая его быть терпеливым к любым испытаниям, посланным богом. Для большей убедительности поп рассказал притчу о библейском Иове, который, пока роптал на Бога, не мог освободиться от тяжёлых испытаний. Как сообщается в библии, Иова, наконец, зажил счастливо, герою Звягинцева не повезло.
Финал символичен. Мэр после торжественного богослужения обещает священнику построить новую трапезную. Власть и церковь торжествуют.
Это короткое описание сюжета. Мрачные краски быта, унылый пейзаж на фоне огромного полуразрушенного скелета кита как будто предопределяют назревающую драму. Убогий досуг героев, наполненный пьяными застольями, руганью и оружейной стрельбой по бутылкам, дорисовывают унылую картину.
Фильм смотреть тягостно, но необходимо, чтобы понять, куда катится больное российское общество.
«Левиафан» — мрачное и сильное кино, по которому когда-нибудь будут судить об атмосфере путинской России. Те, кто в ней не живёт, судят уже сейчас» - высказался литератор Дмитрий Быков.
Британская Evening Standart подметила: «Нам вбивают в голову мысль о неизбывности коррупции и религиозного лицемерия в России… главная мысль состоит в том, что в России так было всегда. И если путинская Россия не хуже всего того, что ей предшествовало, если страдания — всего лишь неотъемлемая часть панорамы российской жизни, то почему нас должна так волновать судьба Коли и его семьи? … Путин может спать спокойно: у этого зверя зубов нет».
На мой взгляд, конкретики в фильме более, чем достаточно. Хочется надеяться на чудо - зубы у простых граждан России всё-таки вырастут.
«Левиафан» высоко оценён российскими и зарубежными критиками. На 67-ом Каннском кинофестивале фильм получил приз за лучший сценарий. В начале 2015 года был награждён премией «Золотой глобус». От России выдвинут на премию «Оскар».
|