Перед поездкой за сыном Алёна спросила у Клауса, где будет спать Ромка.
- В комнате Мишеля.
Твой сын - взрослый восемнадцатилетний парень, понравится ли ему соседство с восьмилетним ребёнком?
- Другого места в квартире нет.
- Может быть, Ромку разместим в зале на диване? – предложила жена.
- Ни в коем случае. Во-первых, у нас в Германии не принято спать в гостиной комнате, - пояснил Клаус. – К тому же, я заказал себе рояль, на днях его привезут. Вот я и решил диван вынести в подвал, его место займёт мой музыкальный инструмент.
- Разве ты умеешь играть на рояле? – удивилась Алёна.
- Пока нет, но скоро научусь. Буду брать частные уроки музыки, - пояснил он. - Это моя давняя мечта, и я, наконец, её осуществлю.
«Не поздно ли под пятьдесят лет учиться музыке?» - подумала молодая жена, но промолчала.
Вскоре вместо односпальной кровати в комнате Мишеля появилась двухъярусная. Сын Клауса отнёсся к грядущим переменам с равнодушием, но предупредил, чтобы его вещи никто не трогал.
Первый класс Ромка так и не успел закончить в России - в конце января за ним приехала мать. Оформление документов с многочисленными поездками в разные инстанции отняли много времени и сил, но отец мальчика не остался в стороне и помогал Алёне. Наступил день отъезда. Иван с грустью поглядывал на Алёну и сына, не мог скрыть печали от предстоящей разлуки с самыми дорогими людьми, гнал от себя мрачные мысли. На прощанье он выделил бывшей жене тысячу евро и отнёс два солидных чемодана к своей машине. В аэропорту Алёна была непривычно ласкова с ним.
- Как прилетим, сразу тебе позвоню, - пообещала она. – Ты, Ваня, не грусти. Может быть, летом приедешь в Германию и навестишь нас. Я надеюсь, что Клаус не будет возражать.
Прощальные объятия и поцелуи. С жалостью посмотрел мальчик на своего отца и последовал за матерью в регистрационный зал.
Предстоящий полёт на настоящем самолёте быстро развеял его печальные мысли.
На специальном автобусе пассажиров подвезли к месту посадки. Счастливый Ромка с интересом разглядывал огромный лайнер. Поднявшись по высокому трапу, он оказался в салоне самолёта и с любопытством озирался по сторонам. Место у окна и леденцы, предложенные матерью, добавили мальчику радости. Когда все места были заняты, а пассажиры закреплены ремнями безопасности, самолёт неохотно тронулся с места. Неторопливый выезд лайнера к взлётной полосе поначалу разочаровал ребёнка, но быстрый взлёт к белоснежным пушистым облакам вызвал у него восторг и желание непременно стать лётчиком. О своём решении он сразу же сообщил матери.
Больше двух лет Ромка не видел Клауса, но при встрече в аэропорту сразу его узнал. Новый муж мамы приветливо улыбнулся мальчику.
- Как дила? – спросил он, коверкая русские слова.
- Хорошо, - приветливо улыбнулся мальчик.
- Тогда паехали, - сказал Клаус, и, взяв нагруженную багажом тележку, покатил её к выходу.
Алёна с Ромкой торопливо последовали за ним. Возле машины тёмно-синего цвета Клаус остановился и начал загружать чемоданы.
- У Клауса новый «Опель»? – спросил мальчик.
- Да. Я его, наконец, уговорила купить новую машину, - с гордостью подтвердила мать.
Клаус поинтересовался вопросом мальчика. Алёна перевела.
- Какой наблюдательный, - похвалил муж.
- Ещё бы! Ромка все марки машин знает.
На великолепной дорожной трассе пробок не было, поэтому до дома доехали быстро. Клаус занёс вещи в квартиру, показал Ромке комнату с его кроватью.
- Верхняя полка моя? – уточнил мальчик.
Услышав утвердительный ответ, он обрадовался.
- Теперь буду спать, как матрос в каюте на корабле. А где Мишель?
- Он у друга, но скоро придёт. Отец ему только что позвонил, - уточнила мать и пошла на кухню.
Ромка слонялся по квартире, рассматривая картинки на стенах, и вдруг заметил входящего мужчину.
- Мам, там дяденька какой-то пришёл.
Алёна вышла в коридор и увидела сына Клауса.
- Да это же Мишель. Ты его не узнал?
За два года угловатый подросток превратился в молодого полноватого мужчину. Он был на голову выше своего отца и намного крупнее по комплекции.
- Халло! – обратился ко всем с весёлой улыбкой Мишель, удобно располагаясь за обеденным столом.
К нему присоединился Клаус, пригласил жестом Ромку.
Алёна незамедлительно принесла столовые приборы, тарелки, высокие толстостенные стаканы и бутылки с минеральной водой и фантой. Разморозив и разогрев упаковку готового гуляша с рисом и овощами в микроволновой печи, она выложила содержимое в большое красивое блюдо и поставила его в центре стола. Все молча приступили к еде, ловко орудуя ножами и вилками, кроме Ромки. Недолго думая, мальчик отодвинул нож в сторону и начал есть вилкой. Клаус ухмыльнулся, но вложил неудобный для Ромки прибор в его руку. Мальчик вопросительно посмотрел на мать.
- Ешь, как здесь принято, - строго проговорила она.
Осознав бесполезность сопротивления, мальчик смирился, но с трудом справлялся с новой для него процедурой.
Ромка поначалу с восторгом воспринял новую жизнь в Германии. Всё его умиляло. Маленький зелёный городок, в котором ему предстояло жить, выгодно отличался от его родного пыльного города с разбитыми дорогами. Небольшие светленькие домики были несопоставимы с серыми многоэтажками в России. «Теперь у меня есть старший брат, - радовался Ромка. – Он будет меня защищать».
Алёна обратилась в местную школу, чтобы устроить сына. Директор заведения отнёсся к её просьбе скептически.
- Вашему мальчику необходимо выучить язык, а осенью начать занятия в первом классе, - посоветовал он.
- Тогда он потеряет целый год, - возразила она. – Программу первого класса он знает, а немецкий язык освоит.
Напористость русской фрау удивила директора, ради любопытства он решил проэкзаменовать Ромку письменно по математике. Восхищённый блестящими знаниями мальчика, директор предложил ему продолжить учёбу на выбор: в первом или во втором классе.
Счастливая мать, не раздумывая, попросила направить сына сразу во второй класс. Тут-то и начались проблемы.
Хотя мать в качестве переводчика ходила с Ромкой в школу и сидела с ним за одной партой, осваивать новые предметы мальчику на незнакомом языке было не под силу. Сама Алёна тоже не всё понимала, а немецкую грамматику совсем не знала. Несмотря на обещания Клауса, она так и не окончила языковых курсов.
Две недели пролетели впустую, по настоянию учительницы мальчика перевели в первый класс. Незнание языка мешало Ромке общению с детьми. Они смотрели на него как на чудака, нередко высмеивали его. В их классе был ещё один русский мальчик, но он не желал заступаться за новичка и смеялся над ним вместе с другими одноклассниками. Как-то на перемене один из учеников сорвал со стены учебный плакат, ребята дружно показали на новенького. Странно улыбаясь, учительница потребовала от Ромки сознаться в проступке. Ничего не подозревающий ребёнок кивнул головой в знак согласия. Ребята засмеялись, но это не насторожило педагога. Повторяя слова за учительницей, Ромка вынужден был извиниться перед учениками и учительницей, и в наказание простоять весь урок возле классной доски.
Заплаканный и угрюмый вернулся мальчик домой, он чувствовал, что его унизили, но не понимал за что. На следующий день Ромка отказался идти в школу, но мать пообещала во всём разобраться и наказать обидчиков, и только тогда мальчик согласился. Поговорив с учениками, Алёна быстро выявила виновника и сообщила учительнице. Никакого извинения за несправедливое наказание Ромка так и не услышал.
Благодаря общительному и любознательному характеру, Ромка быстро нашёл себе друзей. Игры с ребятами способствовали быстрому освоению чужого языка. Первый класс был преодолён, мальчика перевели во второй, и начались летние каникулы.
К тому времени и сын Клауса окончил выпускной класс школы почти с одними пятёрками, то есть совсем плохо. С такими результатами трудно было продолжить дальнейшую учёбу, но отцу удалось пристроить Мишеля на курсы поваров. Это был уже не тихий мальчик, как раньше. Ни учиться, ни работать он не хотел. До обеда парень спал, а проснувшись и плотно позавтракав, оглушал Алёну и соседей однообразными ритмами современного «рэпа». Вечерами парень где-то развлекался, частенько возвращался домой за полночь под хмельком. Алёна терпела и надеялась, что всё утрясётся, робко пыталась сделать пасынку замечание. Мишель полностью её игнорировал, продолжая жить в своём весёлом ритме.
Проводя большую часть времени на работе, Клаус редко видел сына, а постоянные жалобы жены на Мишеля его начали раздражать.
- Парню сейчас трудно, поэтому не надо на него давить, - потребовал он.
Летом Алёну ждал ещё один сюрприз. Провести каникулы у Клауса решила его тринадцатилетняя дочь Ванесса. Когда-то скромная девочка неожиданно для Алёны превратилась в разбитную девицу с упрямым и своенравным характером. Для дочери Клауса в комнате брата поставили раскладушку. Днём она так же, как брат, охотно спала, а вечера проводила на дискотеках. Ночной сон Ромки нередко прерывался от шума новоявленных родственников. Не обращая внимания на спящего ребёнка, они обсуждали свои проблемы, шутили, смеялись, иногда закуривали. Всё это беспокоило Алёну, но она была бессильна что-либо изменить. С Ромкой у неё было меньше проблем, чем с ними. Она не успевала мыть посуду за детьми Клауса и прибирать разбросанные по всей квартире вещи. Любые её просьбы соблюдать порядок они принимали в штыки. Даже Ромка начал подражать им.
- Почему им можно, а мне нельзя? – обижался он.
- Сынок, не уподобляйся им и слушайся маму, с ними пусть разбирается их отец.
Клаус призывал всех к терпению:
- Гедульд, гедульд! То есть терпение-терпение! - повторял он.
С каждым днём терпение Алёны таяло, она решила с сыном съездить в Россию.
- Ни в коем случае, - запретил муж. – Ты добилась своего и привезла ребёнка в Германию, теперь живи здесь.
У Алёны другого выбора не было.
ПРОДОЛЖЕНИЕ: http://schifl.ucoz.ru/publ/bolshaja_khudozhestvennaja_proza/povest_quot_aljonkiny_universitety_quot/8_prizrachnoe_schaste/34-1-0-130 |