Агнес Бояджиу, будущая мать Тереза, родилась в Скопье в албанской семье 27 августа 1910 года и была младшим, третьим по счету ребенком обеспеченных родителей. Агнес была послушной, набожной и романтичной девушкой. Прекрасно пела в церковном хоре. Мечтала стать то писательницей, то музыкантом, то миссионером в Африке. И вдруг, к огорчению своей матери, семнадцатилетняя Агнес решила вступить в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето». В сентябре 1928 года девушка осуществила задуманное, уехала в Ирландию в дублинский монастырь. Здесь Агнесс не только укрепляла себя в христианской вере молитвами и церковными службами, но и активно изучала английский язык для будущей миссионерской деятельности. Брат девушки Лазарь был учеником военной академии. Он не одобрил религиозный порыв Агнесс, написал ей письмо, назвав её поступок девичьей блажью. «Ты считаешь себя значительным, потому что станешь офицером и будешь служить королю с двумя миллионами подданных? Я же буду служить королю всего мира», - ответила ему сестра. Через несколько месяцев Агнесс приняла в монастыре постриг, стала сестрой Терезой и вместе с группой католиков-миссионеров отправилась в далёкое путешествие в Индию. Около 20 лет преподавала сестра Тереза в школе святой Марии в Калькутте географию и естествознание. Казалось, всё есть: еда и крыша над головой, благородное занятие. Но вдруг в жизни матери Терезы случился эпизод, который в корне изменил всю её судьбу. Она увидела лежащую у входа в больницу женщину. Тело больной было покрыто коростой и заживо гнило. Поместить в больницу умирающую медики отказались. Вот как мать Тереза вспоминала об этой несчастной: «Я не могла возле нее находиться, ее коснуться, переносить ее запах. Я убежала. И стала молиться: «Святая Мария! Дай мне сердце, полное чистоты, любви и смирения, чтобы я могла принять Христа, Христа коснуться, любить Христа в этом разрушенном теле». Я вернулась к ней, я к ней прикоснулась, я вымыла ее, я помогла ей. Она умерла с улыбкой. Это был для меня знак, что любовь Христова и любовь к Христу сильнее, чем моя слабость». 16 августа 1948 года мать Тереза переоделась в купленное на рынке дешевое сари, покинула сестринскую обитель, чтобы исчезнуть в трущобах Калькутты. На улицах города нередко можно было встретить умирающих бездомных, и сестра Тереза всегда старалась облегчить им страдания. Вскоре молва о блаженной монахине достигла городских властей, и они предложили ей организовать дом для умирающих в огромном полутёмном помещении, примыкающем к храму богини Кали, где некогда содержался жертвенный скот. Она согласилась. Позднее сестра Тереза приняла монашеский обет, получив право называться матерью, и потратила два года на обретение статуса вольной монахини, ходатайствуя об этом у Ватикана. В 1950 году Рим признал Орден милосердия, основанный матерью Терезой. В этом же году она приняла индийское гражданство.
Господь! Дай мне силы Утешать, а не быть утешаемым, Понимать, а не быть понятым, Любить, а не быть любимым. Ибо, когда отдаем, получаем мы. И, прощая, обретаем себе прощение.
Этой молитвой начинался день сестер Ордена милосердия. Они находили «живые останки», привозили их в дом для умирающих, отмывали, откармливали и лечили. Перед последней чертой умирающие вновь чувствовали себя людьми! На прощанье мать Тереза целовала их в лоб - она ими не брезговала. Люди тянулись к ней, всем хотелось её коснуться. Она могла не спать много суток подряд и всегда улыбалась. Для матери Терезы главным критерием в оценке человека было, чтобы человек был хороший, а кто он - христианин, мусульманин, иудей, не так уж важно.
Мать Тереза и ее сотрудники никогда не пытались обращать умирающих людей к вере во Христа. Вместо этого мать Тереза говорила: «Если мы Бога встретим лицом к лицу, то мы примем его и обратимся к нему. Ты будешь лучшим индусом, лучшим мусульманином, лучшим католиком или кем бы ты ни был, если обратишься к своему Богу. Каким ты себе Бога представляешь, таким ты и должен его принять». (Фон Десмонд Доиг цитирует Мать Терезу в произведении «Ее люди и её дело»)
Хотя мать Тереза являлась бескомпромиссной католичкой, она полагала, что все люди - это дети Бога. В ее обращении к членам Организации Объединенных Наций в октябре 1985 прозвучали слова: «Мы собрались, чтобы поблагодарить Бога за чудесную работу Объединенных Наций на благо человечества. Никакой цвет кожи, никакая религия или национальность не должны проходить между нами. Мы все - дети Бога. Если мы еще не рожденного ребенка уничтожаем, то уничтожаем Бога». (11.11.1985 «Христианские новости»).
Но, по мнению некоторых церковников, мать Тереза была кем угодно, только не евангелической христианкой. Она добровольно отдавала себя на служение людям, но следовала ошибочной религии, когда рассуждала: «Эти люди ждут смерти. Что можно посоветовать им, ожидающим свой уход в вечность?» Она советовала верующим индусам серьёзно молиться своим собственным индусским божествам, и считала, что Бог их за это не осудит. Блюстители христианской веры осуждали мать Терезу за такую позицию и считали, что подобные доводы приводят к проклятому, ошибочному евангелию, что поощряет потерянных язычников, лежащих на ложе смерти, надеяться на своих ошибочных богов. «В глазах истинного Бога такая позиция не верная», - рассуждали христианские наставники. – Ни один христианин не должен поддерживать и хвалить верования и деяния язычников». «Мать Тереза говорила о мусульманах и евреях, что они поклоняются тому же Богу, что и христиане. Она даже называла атеистических коммунистов детьми Бога!» - рассказала сестра Анна, монахиня, работавшая под началом матери Терезы в Непале.
Не всё гладко было в духовной жизни матери Терезы. Начало её сомнений совпало с периодом, когда она покинула место преподавателя в привилегированной школе в Калькутте, и начала помогать обездоленным и умирающим. Монахиня мучилась религиозным кризисом в течение пятидесяти лет. Её письма и дневники открывают совершенно другой образ, который отличается от общеизвестного образа сильной женщины, непоколебимой в христианской вере. В 1958 мать Тереза писала: «Моя улыбка – большой покров, за которым скрывается масса боли. Окружающие думали, что вера, надежда и любовь переполняют меня, что близость к Богу и единая с ним воля наполняют мое сердце. Если бы они только знали...» В другом письме она рассуждала: «Ввергнутые в Ад обречены на вечные муки, потому что они потеряли Бога. В своей душе я чувствую чудовищную боль подобной утраты. Мне кажется, что я не нужна Богу, что Бог это не Бог и что в действительности его не существует». «Где моя вера? – спрашивала себя мать Тереза. - Даже глубоко внутри … нет ничего кроме пустоты и тьмы … Если Бог существует – пожалуйста прости мне. Когда я пытаюсь обратить мои мысли небесам, возникает такое осознание там пустоты, что эти самые мысли возвращаются как острые ножи и ранят мою самую душу… Как болезненна эта неизвестная боль – у меня нет веры. Отвергнутая, пустая, без веры, без любви, без рвения, ... Для чего я борюсь? Если нет Бога, не может быть и души. Если нет души, тогда, Иисус, ты тоже неправда».
Руководители католического духовенства пытались объяснить сомнения матери Терезы. Франческо Каналини, представитель Ватикана в Австралии, говорил: «Много святых в течение жизни испытывали подобные трудности, и они преодолели их вопреки мраку. Так угодно Богу!» Священник Кирил Холли назвал сомнение матери Терезы «темной ночью души. Это процесс чистки. Сомнения - это часть увеличения святости.
Несмотря на такие объяснения, духовенство подвергло мать Терезу в поздние годы её жизни обряду по изгнанию дьявола. Об этом событии сообщило агентство CNN со слов официальных представителей католической церкви в Калькутте. «Обряд происходил в больнице, в которую была госпитализирована мать Тереза из-за болезни сердца», - рассказал архиепископ Генри Себастьян Д’Сауза из Калькутты. Сам архиепископ был размещен в той же самой больнице и имел того же врача как мать Тереза. Наблюдательный пациент заметил, что в течение дня монахиня была спокойна, а ночью буйствовала. В возбуждённом состоянии она могла порвать резиновые трубки и другие приспособления, контролирующие состояние её жизненно-важных органов. Архиепископ убедил монахиню, что в неё вселился дьявол и предложил пройти обряд изгнания. Она согласилась. «Я попросил одного священника участвовать в этой процедуре. Тот был в шоке», - вспоминал Генри Д’Сауза. «От имени Церкви я приказываю тебе сделать это! - заявил строгий церковник. - Ты должен приказать дьяволу покинуть тело монахини». Неизвестно добились ли священники желаемого, но по свидетельству архиепископа, монахиня уснула, как дитя. А что ждать от человека с больным сердцем после подобной экзекуции?
Мать Тереза умерла в 1997 году в возрасте 87 лет. В октябре 2003 года Католическая Церковь причислила мать Терезу к лику блаженных. Папа Римский сделал для монахини исключение из правила, по которому Ватикан не может начинать процедуру беатификации (причисление умершего к лику блаженных) ранее пятилетнего срока со дня кончины человека. Это единственный случай в недавней истории.
Терзания и сомнения матери Терезы не остались в тайне. Популярная римская газета «Messeggero» сообщила: «Мать Тереза была женщиной, которой в один год явились видения, а на протяжении следующих 50 лет она сомневалась – вплоть до самой своей смерти». На основе дневников и писем матери вышла в свет книга «Тайна матери Терезы».
С каждым годом популярность Ордена милосердия возрастает. Находятся богатые покровители. На огромные средства, стекающиеся со всего мира, построены детские дома, больницы, школы и приюты, лепрозории. Это ли не доказательство, что милосердствовать можно начинать и с малого, лишь бы за это дело брался честный и благородный человек.
Сегодня Орден милосердия насчитывает около 300 000 сотрудников. С 1965 г. деятельность Ордена милосердия переступила границы Индии и на сегодняшний день он имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Его миссии, как правило, действуют в районах стихийных и экономических бедствий.
Мать Тереза была награждена индийским орденом «Госпожа лотоса» в 1963 году. В знак признания её апостольского служения была удостоена первой награды папы римского Иоанна XXIII за мир, которую приняла из рук Павла VI в 1971году. В 1979 г. Терезе Калькуттской была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку». В 1997 году награждена высшей наградой США Золотой медалью Конгресса.
Горячие точки планеты никогда не оставались без внимания матери Терезы. Она была там, где назревала беда для людей. Северная Ирландия, Южная Африка, Ливан – вот небольшой перечень стран, где побывала монахиня. Во время осады Бейрута в 1982 году мать Тереза убедила армию израильтян и палестинских партизан прекратить перестрелку, чтобы дать ей возможность вывезти 37 детей из фронтового госпиталя. «Карандашом в руках Бога», - называла она себя.
Как мудры слова этой замечательной женщины: «Жизнь - это шанс, не упусти его. Жизнь - эта красота, удивляйся ей. Жизнь - это мечта, осуществи ее. Жизнь - это долг, исполни его. Жизнь - это игра, так играй! Жизнь - это любовь, так люби. Жизнь - это тайна, разгадай ее. Жизнь - это трагедия, выдержи ее. Жизнь - это приключение, решись на него. Жизнь - это жизнь, спаси ее! Жизнь - это счастье, сотвори его сам. Жить - стоит. Не уничтожай свою жизнь!»
Каждая мысль о любви и милосердии глубоко выстрадана матерью Терезой:
- Одиночество и ощущение, что ты никому не нужен, — самый ужасный вид нищеты.
- Люди часто бывают неразумными, нелогичными и эгоцентричными. Все равно прощай их.
- Если ты добр, люди могут обвинить тебя в эгоистичных и скрытных мотивах. Все равно будь добр.
- Если вы начнете судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их.
- Если ты добьешься успеха, то получишь несколько ложных друзей и несколько настоящих врагов. Все равно добивайся успеха.
- Если ты честен и искренен, люди могут обмануть тебя. Все равно будь честным и искренним.
- То, на постройку чего ты потратил годы, кто-то может разрушить за одну ночь. Все равно строй.
- Если ты обретешь душевное равновесие и счастье, к тебе будут испытывать ревность. Все равно будь счастлив.
- То добро, что ты сделал сегодня, люди часто забудут завтра. Все равно делай добро.
-Отдавай миру самое лучшее, что у тебя есть, и этого может никогда не хватать. Все равно отдавай миру самое лучшее, что у тебя есть. |