Рассказ написан на основе моей встречи и беседы с художником Паулем Кренцем. Опубликован в русскоязычной газете Германии «Европа-Экспресс» в 2002 году.
Счастлив человек, занимающийся своим делом. Приехав в чужую страну, нелегко найти себе достойное место. Пауль Кренц - один из немногих переселенцев в Германии, который продолжил заниматься любимым делом и довёл свое художественное мастерство до такого совершенства, что его работы украсили залы Европейского парламента в Брюсселе, музея в Ватикане, многие частные коллекции таких известных людей, как Гельмут Коль, канадский президент Петр Трудеке.
То, что творит своими руками художник, подобно чуду. Он, как волшебник, превращает кусочки дерева в великолепную картину. Картины составляются, как мозаика, маленькими деревянными пластинками, полученными из шпона различных пород деревьев. Чаще всего это отходы мебельного производства. Рисунок возникает благодаря разнообразным оттенкам подбираемых пластин. Созданные таким способом картины настолько органичны и натуральны, что кажется, будто свет льется из глубины дерева и раскрывает полную тайну сущности природы.
Пауль начинал свой трудовой путь с работы краснодеревщиком на Украине. Это было традиционным семейным ремеслом Кренцов. Художник и сейчас выполняет работы по реставрации и имитации старинной мебели.
Пятнадцать лет назад, собираясь на историческую Родину своих предков, Пауль взял с собой, кроме самого необходимого, шпон, то есть сырье для создания будущих картин. Далее, как у всех российских немцев: общежитие, шпрахкурсы и многочасовая, кропотливая работа. Посидеть, попить пивка или поиграть в домино, как это делают зачастую наши собратья, времени у него не было. И вот первый дебют - выставка, организованная в Тюрингской церкви в городе Фридрихсроде. Сейчас стены этой церкви, украшены пятнадцатью фрагментами из известной картины «Крестный ход», которые созданы руками мастера. Это был результат многолетнего труда, до 1200 деревянных пластин насчитывает каждая картина.
Не сразу к художнику пришла известность мастера, и посыпались заказы. В начале нужно было зарабатывать деньги, чтобы содержать семью, воспитывать и поднимать двоих детей. Пришлось поработать шлифовщиком на мебельной фабрике. Ирма, жена Пауля, тоже внесла свою лепту, переложив на себя часть забот о хлебе насущном. Микробиолог по образованию она не смогла найти работу в Германии по специальности. Переучившись на альтенфлегера, она и сейчас работает в доме для престарелых, где ухаживает за старыми и больными людьми.
Упорный труд не пропал даром. В 1996 году Пауль Кренц получил официальное признание в Кёльне как мастер прикладного искусства, и теперь он «свободный художник».
Пауль Кренц всегда находится в творческом поиске, как истинный художник, совершенствует свое мастерство. Раньше подобные работы проводились только на плоской поверхности. Пауль Кренц открыл новый способ, с помощью которого дерево становится настолько эластичным, что может покрыть любую поверхность. Благодаря своему открытию, он создаёт сейчас покрытые деревом скульптуры. Имя Пауля Кренца трижды занесено в Книгу рекордов Гиннеса. За оригинальное создание картин «Натюрморт с цветами», серию картин «Крестный ход», и покрытие тончайшим слоем дерева обыкновенной фетровой шляпы.
Тема «Человек в этом мире, его долг, его миссия как существа, посланного Высшим Разумом», преобладает в его необычных работах. Так сказал о работах художника руководитель института истории искусств в Бонне профессор, доктор Гайо Кляйн, выступая на открытии выставки в Кёльне.
Большинство картин и скульптур Пауля Кренца глубоко символичны. Многие из них отражают его критическое отношение к современному обществу, призывают человека задуматься, остановить свой бег в погоне за сиюминутной наживой. Такие работы, как «Мир в опасности», «Мыслитель», - яркое тому подтверждение. Пауль Кренц создал свою «Шляпу протеста», обтянув се жидким ореховым и красным деревом. Узор на ней напоминает паутиновую сеть, которая как бы стягивает мозг современного человека. «Консерватизм» - её название. Не менее интересна шляпа, олицетворяющая «Терновый венец», который несёт каждый человек на нашей земле с момента зародышевого состояния до конца своих дней.
«Такие мысли часто приходят ко мне за многочасовой работой над моими произведениями», - поведал Пауль Кренц. Он считает, что если бы все люди на Земле осознали, что мы все братья, созданные одним Творцом, то не было бы разных религий, понятий о национальной принадлежности и, как следствие этого, не было вражды и войн.
Изображение цветов занимает большое место в творчестве мастера. Из простого и невзрачного материала, как дерево, он создаёт удивительные по красоте картины, подтверждая, что сам материал натуры пригоден для сотворения волнующей красоты.
В мае 2000 года состоялась аудиенция Пауля Кренца у Папы Римского Иоганна Павла II в Ватикане. Художник передал главе Католической церкви картину с изображением Богоматери с Младенцем, выполненную им по заказу Высшего духовенства Кёльна. Подарок этот был приурочен к восьмидесятилетнему юбилею Иоганна Павла II.
Казалось бы, сейчас трудности для Кренца позади. Он купил дом, соорудил галерею для своих произведений. Около трёхсот картин и скульптур составляют его коллекцию. Но художник самозабвенно продолжает трудиться. Нередко его рабочий день длится до 16 часов. Сын охотно помогает Паулю и уже овладел многими секретами мастерства.
Находятся скептики, называющие работы Кренца ремеслом. Но как сказал профессор Кляйн: «Мастерство высококлассного ремесленника и художника взаимно проникают и помогают друг другу сотворить чудо. Это подтвердил мастер прикладного искусства и художник - Пауль Кренц».
Работы художника можно увидеть на сайте: http://www.intarsien-krenz.de/werke.html |